КАК ВЫБРАТЬ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА?
Если вам нужно качество - тут нам по пути. Когда необходимо оптимальное соотношение цены и качества - вы настоящий бизнесмен или бизнесвумен.
Но если вы выбираете по самой низкой цене - текст не для вас, рыться в помойке можно и без критериев отбора.
Итак, силами хаоса, на рынок выброшено огромное количество народа, в той или иной степени называющих себя "бизнес-тренер". И большинство ранее выпущенных текстов по теме сильно устарели.
В комментарии пишите свои критерии выбора и ловите нашу версию!
Топ 5 горячих критериев качества бизнес-тренера (забирайте по любой цене!):
- Технологичность. Набор точных вопросов при снятии запроса, охватывающих все аспекты, от стратегии компании Заказчика, до особенностей аудитории. Отмечает нюансы не проговоренные автоматически Заказчиком. "Инженерное" конструирование проекта уже в рамках переговорного процесса. Отвечает на вопрос: "Зачем"? - по любому блоку, упражнению, пункту программы. Чётко разграничивает методы и роли. Чётко разграничивает и артикулирует жанр, технологию, методику и метод. Консультирует по достижению наивысшей эффективности от проекта. Затрагивает он и оффбординг ещё при снятии запроса. Структурирует переговоры с Заказчиком и его запрос.
- Опытность (тренерская). Наличествуют реализованные тренерские кейсы. Есть не только качественное и разнообразное резюме, но и портфолио.
- Честность. Профессионал точно различает и озвучивает: тренинговое и не тренинговое решение, знает свои ограничения, минусы применяемых методов и инструментов, рамки темы. Рекомендует действительно эффективные в данной ситуации решения, а не только имеющиеся в личном репертуаре. Не соглашается автоматически на любой каприз Заказчика, объясняет плюсы и минусы решения, предлагает варианты, не всегда выгодные для себя. Без колебания отказывается от не осуществимого проекта. Спокойно рекомендует коллег специализирующихся в вопросе.
- Бизнесовое мышление. Понимание сути и реальности бизнеса. Бизнесовый язык. Понятные и измеримые метрики, там, где это возможно. Где возможно - финансовые метрики.
- Системное мышление. Понимает и обсуждает с Заказчиком фрейм не только самого тренинга / проекта, но и его над систему и подсистемы. Расширяет и исследует рамки контекста.
Топ 4 тёплых маркеров качества бизнес-тренера (скорее всего повезёт!):
- Финалист всероссийских конкурсов: "тренерского мастерства" или "Мастер бизнес-тренинга". Эти люди рискнули, смогли преодолеть испытания, убедили в своём профессионализме строгое жюри. Но на всех их не хватит. И не всегда финалисты и победители действительно так хороши, как хотелось бы учредителям и организаторам конкурсов. Везде есть воля случая и везения.
- Глубокое погружение в методику группового навыкового бизнес-тренинга и в Андрагогику. Это может быть очень сильной чертой настоящего профи. Тем более на рынке, который создан и тиражируется "на коленке". Но может быть признаком "ботаника" оторванного от жизни, как повезёт.
- Личная "химия". Маркер никак не определяющий профессионализм и эффективность тренера, но необходимый для качественного и не насильственного взаимодействия с группой. Важно не путать "химию" с представителем Заказчика и ЛПР, и "химию" с группой. Для эффективного обучения "химия" с группой важнее.
- Опыт (бизнесовый или качественно разнообразный). Может добавлять качественный контент, глубокое понимание предмета, влиять на общий профессиональный язык. Разносторонний человек, как правило, интересен. Но, для тренера, важнее не конкретный личный опыт в предмете тренинга, а умение выработать навык у участников. Это разные: профессия, талант, навык, опыт и технология. Как правило отличные специалисты, и даже эксперты, - ужасные тренеры.
Топ 5 холодных маркеров качества бизнес-тренера (кот в мешке):
- Обаяние. Это базовое требование к тренеру. Может быть очень эффективно при наличии истинного профессионализма. Даже повышать качество понимания материала. Но само по себе не показывает насколько участники тренинга приобретут навык.
- Речь. Ещё одно базовое требование. Хорошая речь повышает понимание материала и качество контакта с аудиторией. Она даже немного важнее контента тренинга. Но сама по себе не закрывает всего необходимого инструментария тренера. Контент важен. Технология важна. Речь только малая часть технологии. Главная работа тренера не вещать, а вырабатывать навык у участников. Пока говорит тренер - участники не учатся.
- Рекомендации. Иногда может предоставить информацию о работе тренера. Но не все тренеры собирают подобные артефакты. Бывшие корпоративные тренеры имеют только одного работодателя. И его мнение может быть необъективным в обе стороны. А фрилансеры работающие через провайдеров не всегда имеют возможность получить личную рекомендацию, а не на имя провайдерской компании. Известно, что большинство рекомендательных писем пишут сами тренеры, а заказчик только печатает их на своём бланке. Списки Клиентов с телефонами для созвона иногда список поклонников или друзей тренера.
- Публикации. Мало коррелирует с профессионализмом на тренинговой площадке и эффективностью обучения. Может быть показателем профессионального мышления, научного, системного и технологического подхода. Скорее говорит о наличие свободного времени, умении писать и работать с соц. сетями. А при массовом низком качестве книг и статей русскоязычных бизнес-тренеров (очень часто ахинея либо бессовестный плагиат) может быть и отрицательным маркером.
- Известность. Раскрученность почти всегда не следствие качественной работы и профессионализма, а последствие PR активности. PR отдельная профессия и деятельность, совершенно не помогающая эффективно вырабатывать навык у участников конкретной тренинговой группы. На отечественном рынке нередко корреляция PR и профессионализма тренера - обратно пропорциональная.
Топ 4 "красных флажков" качества бизнес-тренера (бежать как от огня!):
- Психологическое мышление. Как зачастую и психологическое образование (в отличие от навыков и знания прикладной психологии) являются жестким противопоказанием в силу принципиальных различий в этике и архетипе профессий. Ни в одном ВУЗе СНГ не преподаётся реальная технология группового навыкового бизнес-тренинга. Часто связано с подменой продукта и жанра (лекция или практикум вместо тренинга), размытие роли ведущего, а так же с подменой бизнес-технологий психологическими темами и методиками (что иногда необходимо и является правильным решением), последние 15 лет является устойчивым маркером явления наречённого учащимися - "псигня".
- Научные степени. Нет в русскоязычном пространстве реальной науке о бизнесе. А все другие степени и научные публикации говорят о специализации в других областях и отсутствии времени на совершенствование навыков в бизнес-тренинге и понимании бизнеса. Иногда связано с "книжным" пониманием темы и не умением работать в тренинговом формате (лекции вместо тренинга) но пока не является устойчивым признаком этого.
- Подмена понятий Методист (методика) и Методолог (методология). На рынке бизнес-тренинга не может быть Методолога по определению.
- Вхождение в рейтинги. Столько никому не известных и не качественных тренеров попадают на первые места разнообразных либо платных, любо раздаваемым по подружкам и знакомым рейтингов, что даже не смотря на пару исключений мы безоговорочно включили данный параметр в маркеры плохого тренера.
Мастерская подготовки бизнес-тренеров, мы про технологию, профессию, навык, развитие и интерактивное обучение, этику, ответственность и вдохновение.
Комментарии
Отправить комментарий
Ваш комментарий очень важен нам!
Пожалуйста, оставайтесь в рамках правил демократической дискуссии!